Аналитические отношения: от классического переноса к реляционному бессознательному
В своей книге «Уроки психоанализа» (Де Мази, 2025), недавно выпущенной на русском языке издательством Beta 2 Alpha, Франко Де Мази придает особое значение понятию аналитических отношений, выделяя их и отличая от переноса. Для него перенос – классическая психоаналитическая концепция, в которой задействованы механизмы вытеснения, смещения и проекции. Перенос в клинической практике вызывает сопротивление и его следует интерпретировать.
В отличие от классического переноса, аналитические отношения интерпретировать не следует. Де Мази относит их к действию реляционного или имплицитного бессознательного, к тому, что Фрейд называл «не вызывающим возражения позитивным переносом» (Фрейд, 1912). Аналитические отношения возникают с самого начала бессознательно при участии психики аналитика и пациента. Классический перенос устанавливается в течение продолжительного времени и предполагает нейтральность аналитика для того, чтобы могли развернуться механизмы объектных отношений, характерных для психического функционирования пациента.
Развивая идеи о реляционном бессознательном, Де Мази опирается на работы многих современных психоаналитиков (Боллас, Столороу и Этвуд, Оранж), но особенно на работу Мауро Манчиа, который вводит представление об имплицитной и эксплицитной памяти, участвующих в организации бессознательного. Де Мази противопоставляет имплицитное бессознательное Манчиа динамическому бессознательному Фрейда:
внимание аналитика сместилось от бессознательного, действующего в соответствии с процессом вытеснения, к бессознательному, которое имплицитно и находится вне осознавания», на еще не репрезентированное, что определяет перспективы терапевтической работы как «развития интуитивного потенциала вне осознавания, потенциала, который оставался заключенным в психопатологических структурах, происходящих из травмы и реляционного молчания
— (Де Мази, 2025, с.57)
Де Мази также подчеркивает, что бессознательное у Биона перестает быть пространством, куда можно вытеснить содержимое, оно становится функцией психики, трансформирующей опыт в мышление. Мышление для Биона – это способность «сновидеть» переживания:
контраст теперь заключается не в противопоставлении вытесненного бессознательного (как у Фрейда) или расщепления (как у Кляйн) и сознания, а в различии между состоянием бодрствования и состоянием сна, между сознанием внутри или вне области личного осознавания. Согласно его теории мыслей без мыслителя, пациент может быть в сознании, но не осознавать происходящее. В психотических состояниях мысли не находят мыслителя, потому что произошла деградация альфа-функции
— (Де Мази, 2025, с.54)
Эмоциональный опыт младенца, неизреченный, не подтвержденный и не переваренный взрослым, остается невысказанным, невыраженным, пока пациент не столкнется с аналитиком, обладающим такой способностью.
Библиография #
- Де Мази, Ф. (2025). Уроки психоанализа. Психопатология и клинический психоанализ для аналитиков в тренинге / Перевод с английского Анны Шаповал. – М.: Beta 2 Alpha, 2025. – 256 с.
- Фрейд, З. (1912). О динамике переноса. // Фрейд З. Собрание сочинений в 10 томах. / Перевод на русский язык А. М. Боковикова. Доп. том. – М: Фирма СТД, 2008. – 440 с.