Что делать с вопросами пациента на первой встрече: техника Джима Гротстейна
Джеймс Гротстейн, один из наиболее ярких последователей Уилфреда Биона, во втором томе своей книги «…Но в то же время на другом уровне…» описывает свой стиль проведения первичных интервью. Его ключевая особенность, очень кляйнианская— интерпретация переноса прямо с первой встречи, в отличие от подхода Этчегоена, который предлагал различать консультацию и последующую работу.
Первичное интервью, по Гротстейну, — это не только оценка готовности пациента к психоаналитической работе, но и момент, когда он знакомится с условиями аналитического сеттинга (кадра), в том числе основным правилом психоанализа, правилом свободных ассоциаций: говорить всё, что приходит в голову.
Однако объяснить это тревожному клиенту, который только что решился прийти на встречу, — задача непростая. Гротстейн пишет (выделение мое):
я объясняю, что моя задача - слушать его свободно сформированные высказывания, пока у меня не сложится представление о том, что бессознательная часть его личности пытается донести до нас. Мои интервенции будут в основном интерпретациями – то есть моим впечатлением в моменте о том, каковы их собственные «интерпретации» себя. Я также могу задавать вопросы об информации, которой я не располагаю. Иногда я могу попытаться прояснить ситуацию. Я также объясняю, что их вопросы ко мне следует рассматривать как свободные ассоциации, и поэтому на них необязательно отвечать прямо, и вообще, такая практика не является уклончивой или грубой со стороны аналитика, а объясняется тем, что мысль, утверждение или фантазия были задействованы еще до вопроса, и что этот предшественник вопроса (почему был задан этот вопрос?) имеет приоритет для аналитического рассмотрения.
— (Grotstein, J. S. (2009). … But at the Same Time and on Another Level … (Vol. 2). London: Karnac. P. 5)
Для Гротстейна, как и для других кляйнианцев и бионианцев, первичное интервью — это не предварительный диагностический или консультационный этап, а начало полноценных аналитических отношений, основанных на свободных ассоциациях и формирующих пространство «здесь-и-сейчас».